воскресенье, 7 ноября 2010 г.

Дэвид Митчелл

David Mitchell
Безусловный современный гений в мире английской литературы. Он обладает своим уникальным стилем/языком (а как еще, он же гений), который заставит любит себя при первом же чтении или как минимум не позволит оторваться от книги. В России издано три его книги из пяти (надеюсь остальные две тоже в скором времени издадут). Я их прочитал и хочу поделиться впечатлениями или скорее конкретными фактами, как в случае с Йеном Бэнксом (смотри посты за октябрь).



Первая книга. Литературный призрак (Ghostwritten). 1999

   Проба пера, так сказать. Выработка стиля. И нужно признать - у него получилось. Потрясающая книга. Невероятный круговорот отдельных событий в разных уголках планеты, прошитых насквозь прозрачными нитями. Такое можно встретить у Мураками. У Митчелла на этом построена вся книга и это стало его фирменной фишкой. Как пример, могу привести первые три истории этой книги. Вот террорист, скрывающийся после терракта в Токийском метро на острове Осака. После того как он узнает из новостей, что его террористическую ячейку обнаружили и произвели массовые аресты он решается позвонить по секретному  номеру телефона, но дозванивается в маленький музыкальный магазинчик в Токио, трубку снимает продавец. Вторая история про молодого человека, обучающегося игре на саксофоне, иногда выступающего с одноклассником в кафе, играя джаз. Он работает в магазине продавая коллекционные версии джазовых пластинок и дисков. Да, это именно ему дозвонился террорист. Однажды к нему заходит группа девочек, противных, избалованных большими деньгами девочек, но среди них была одна - не такая. Он понял это с первого взгляда и влюбился. Она тоже. Позже они встретились, но выяснилось что она из Гон-Конга и вскоре уезжает домой. Он решает, что это его судьба и отправляется за ней. Третья история про юриста, живущего в Гон-Конге. Герой женат и его жена хочет ребенка. Они пытаются его сделать, но ничего не выходит. Потом выясняется, что в квартире с ними живет призрак девочки, которая очень привязалась к нему и как бы ревнует его, не давая ей забеременеть. После работы он ходил в кафе, где однажды к нему подсели молодой человек с девушкой (что очень ему напомнило о лучших годах с женой). Это был тот самый парень из музыкального магазина в Токио с той самой девушкой, которая однажды к нему зашла. На работе директор фирмы совершал финансовые махинации его руками, что раскрылось впоследствии. И так далее и так далее. Весьма занимательно, не правда ли? Причем все эти истории настолько интересно написаны, что не позволяют оторваться от книжки пока не прочитаешь до конца главу, а то и всю книгу... Следить за переплетением этих нитей сущее удовольствие. Атмосфера просто зашкаливает. Внимание к деталям и различным мелочам, любовь к джазу, и отличное описание эмоций - это роднит его с другим замечательнейшим писателем - Харуки Мураками. Если решите знакомиться с творчеством Дэвида Митчелла, то начинайте с его первой книги - Литературный призрак. Не пожалеете.
   
Вторая книга. Сон №9 (Number9dream). 2001
   В этой книге он отходит от своих идей, выработанных в "Литературном Призраке", но создает не менее великолепное произведение. Что еще более сильно укрепляет его успех среди английских современных авторов. Его начинают называть лучшим, но пока еще в пол голоса (двух книг недостаточно, вдруг третья книга будет фуфлом). Здесь история линейная относительно того, что нет географических скачков, но абсолютно не линейная в плане скачков экзистенциональных (То сон, то реальность, ту будущее, то настоящее, то прошлое, то реальный сон, то нереальная реальность). Юноша из деревни ищет своего отца в столице Японии - Токио, и попадает во всяческие переделки. Мы как читатели, следим за его снами (весьма не обычными), следим за тем, как он встречается с якудзой и Джоном Ленноном, следим за ночной жизнью города и за тем как рождается любовь. События происходят с невероятной быстрой - у читателя может закружится голова, но все равно листаешь страницу за страницей. И в итоге сам теряешься - читаешь ли ты во сне или нет. Так же в книге присутствует Митчелловская фирменная атмосфера, близкая к той, что есть в книгах у Мураками, опять же. Не менее великолепная книга Митчелла - она просто другая. Как у людей бывает несколько личностных сторон, так и Митчелл открыл читателям, другую сторону своего мастерства, безусловно идущего от сердца.
   То, что Япония фигурирует в его первых книгах не случайно. Он восемь лет жил и работал учителем английского на Японских островах. Женился там и сделал двух детей. После чего вернулся в родную Англию, где живет до сих пор.

Третья книга. Облачный атлас (Cloud Atlas). 2004
   В этой книге Дэвид вернулся к своей фишке - тотальной полифоничности, только теперь она стала более грандиозной. Митчелл добавил к георграфии различные времена и невероятно шикарную стилизацию под каждое из них. Шесть эпох - шесть историй. Первая: дневник нотариуса Адама Юинга (19 век). Вторая: история музыканта Фробишера (20 век). Третья: описывает борьбу журналистки Луизы Рей с атомной корпорацией (20-21 век). Четвертая: повествует о жизни английского издателя Тимоти Кавендиша  (21 век). Пятая: клон Сонми-451 стал считать себя таким же человеком как и все (недалекое будущее). Шестая: об одном островитянине, одним из последних в человеческом роду, в мире после глобальной катастрофы (далекое будущее). Каждая написана в своей определенной стилистике. Дэвид Митчелл очень искусно владеет словом и умеет сказать его так, чтобы было похоже, что его говорит либо нотариус из 19 века, либо творческая личность-музыкант живущий веке в 20, либо клон из будущего. Потрясающе написана книга. И причем эти шесть историй расположены в книге весьма не обычным образом. Они расположены как матрешка одна в другой, это если смотреть сверху. А если смотреть сбоку, то явно выраженная идея времени (от начала к пику а потом обратно, как бы эволюция-пик-деградация). Цифрами можно было бы показать так: 1-2-3-4-5-6-5-4-3-2-1. 
   И куда же в таком разнообразии историй и личностей без тех самых прозрачных нитей, что Митчелл так ловко использовал в своем первом романе. Только тут пересекаются не люди, но мелкие детали, будь то дневник написанный Адамом Юингом и найденный музыкантом Фробишером, либо статья журналистки Луизы Рэй, содержащей разоблачающие факты против корпорации, оказавшиеся у издателя Тимоти Кавендиша, живущего в Лондоне. И нужно заметить, что это разные временные эпохи. После прочтения перед глазами возникает, действительно что, облачный атлас, охватывающий собой все те эпохи, события и детали связывающие все воедино. Неповторимая картина, нарисованная собственным воображением, запоминается надолго.
   Эта книга поставила точку для тех, кто еще сомневался в мастерстве Митчелла. И многие стали его называть лучшим британским современным автором и в один голос утверждать, что за такими людьми будущее. Мы наблюдаем за творениями автора, которого в будущем потомки будут изучать в школах, т.е. за созданием современной классики.

Кстати нужно отметить великолепное издание и перевод всех трех книг. Эксмо, пожалуй, самое лучшее издательство в России. Очень жду издания остальных двух книг. Советую всем скорее читать Дэвида Митчелла, ибо он божественно владеет словом и мастерски рассказывает очень интересные истории.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Поиск по этому блогу